вторник, 30 апреля 2013 г.

Роли людей - "Получившие право на жизнь" и "Не получившие право на жизнь"

Страницы из книги Ирины Маратовны Сергиенко "Психологические роли в жизни человека".

Роль рассматривается нами как система неосознанных установок, реализуемых во внешних и внутренних способах взаимодействия с другими и с собой.
Роль "Получившего право на жизнь" и роль "Не получившего право на жизнь" - неосознанные психологические системы, которые отличаются в корне друг от друга.
"Получившие право на жизнь" - те люди, которые несут в своем подсознании установку на законность своего присутствия в мире людей. Это - ожидаемые, любимые дети, вынашиваемые своими мамами во чреве без страха и тревоги, уверенные, что им было запланировано и отведено место среди живых людей.Это - принимаемые родителями и другими членами семьи (в том числе, братьями-сестрами, бабушками-дедушками) дети. Это - те дети, относительно которых у родителей и близких не было сомнений относительно желаемости их появления на свет и их реального присутствия в жизни. Наоборот, на их истории развития написано: "Рождайся, живи, мы тебя любим, ждем! Ты имеешь полное право родиться и жить, быть среди живых людей!"
"Не получившие права на жизнь" - это те, которые выжили, родились и живут вопреки нежеланию других людей их появления на свет. Они знают на уровне сознания или чувствуют на подсознательном уровне, что их присутствие среди других людей "не санкционировано". Они завоевали право на жизнь сами, вопреки тому, что многие обстоятельства складывались таким образом, что грозили смертью еще на ранних этапах. Это люди - или борцы за свое место среди людей, "Фигуры", чрезмерно фиксирующие на себе внимание и значимость других людей ("Выскочки"), или затаивающиеся, приспосабливающиеся, исчезающие,"Фон" (смотри пост "Фигура и фон" в отношениях близких людей"). На их истории жизни в какой-то момент было написано сердцем одного или нескольких родных людей:"Не рождаться", "Тебе здесь нет места". То есть ребенку не было психологического места в той жизни, которой жили эти люди. Часть детей выживает, не смотря на такую установку, идущую из психики родителей по отношению к ним.
В одном из наблюдаемых в моей практике случаев имело место следущее. Обратилась женщина с психосоматическими и невротическими жалобами, невозможность найти работу (ВСД, депрессивные состояния, панические атаки при выходе из дому, фобии потери сознания за пределами дома и двора). Молодая здоровая женщина 28 лет рассказывала, что она, будучи беременной три года назад, жила с мужем в доме у свекрови, где территориально было очень мало места, физического пространства. И, когда она забеременела, то очень беспокоилась, каким образом, она сможет решить вопросы, связанные с размещением ребенка и его вещей в доме, ухода за ним и т.д. Ребенок замер за несколько дней до даты предполагаемых родов. Было ли это связано между собой или случайность? Это трудно проследить и невозможно доказать экспериментально. Возможно, что это беспокойство беременной женщины о том, что "некуда принести ребенка" могло повлиять на трагический исход беременности. Работа с ней строилась на основе психодраматических и арт-терапевтических методов. В настоящее время эта женщина водит машину, съездила за границу к родственнице (летала на самолете), получила новую профессию и нашла работу.
В другом случае, талантливая девушка 20 лет, не получившая от своего отца права на рождение и приход в мир людей, так как он требовал от её матери сделать аборт, часто чувствует себя неуверенно среди людей, "что-то мешает ей" проявлять себя в социуме, привлекать к себе внимание, при этом старается быть полезной другим, как будто продолжает обосновывать своё право на жизнь и место среди людей. Работа с ней продолжается.

Комментариев нет:

Отправить комментарий