четверг, 28 марта 2013 г.

Комплекс старшей сестры (тема - сиблинги)

Наконец, подобрался материал для описания психологических особенностей формирования личности старшей сестры. В этом посте опишу "комплекс старшей сестры" по аналогии с названием, которое ранее дала для системы психологических особенностей личности старшего брата - "Комплекс старшего брата (для младшей сестры)" и личности младшей сестры, воспитывающейся в семье, где есть старший брат - "Комплекс младшей сестры (рядом со страшим братом)". Данные "комплексы" (в значении совокупности взаимосвязанных личностных качеств и системы взаимодействия с близкими и другими людьми, свойственных описываемой личности)раскрыты в предыдущих постах моего блога.

Система психологических характеристик роли старшей сестры (и для младшей сестры и для младшего брата) была исследована по ходу психодраматической работы с клиентами, обратившимися ко мне в частный психологический кабинет за психотерапевтической и психологической помощью. Встретилось несколько случаев, из которых я выбрала для анализа такие: старшая сестра (54 года) для младшего брата (47 лет),разница - 7 лет (обратилась дочь старшей сестры - Л. 28 лет);
старшая сестра (47 лет) для младшей сестры (было бы 44 года, но умерла в 36 лет), разница в 3 года (обратилась старшая
сестра и ее дочь А. 27 лет);
старшая сестра (29 лет) для трех младших детей - сестер и брата с разницей между всеми ними по 1 - 1.5 году (обратилась сама старшая сестра Д.);
старшая сестра (76 лет) для двух младших сестер с разницей между ними по 3-3,5 года (обратилась дочь старшей сестры И. - 52 лет).
Общие черты,которые присущи всем старшим сестрам из анализируемых случаев, где они уже стали взрослыми людьми:
* высокий уровень ответственности за других людей и за себя, склонность в отношениях с другими людьми взваливать на себя большую часть ответственности подобно детскому опыту, когда на старшую сестру возложили роль "матери" (в функции заботы о питании, одежде и др.), а часто и "отца" (в виде функция защиты) для младших детей в семье;
*амбивалентные эмоциональные состояния, связанные с уровнем развития детской психики, эмоциональными потребностями ребенка и чувством гордости, связанным с "причастностью" к миру взрослых в виде родительского поручения исполнять "Взрослую!" роль, то есть между чувством удовлетворения от такой "причастности" к миру Взрослых и потребностью в свободном и естественном развитии своей личности, что во взрослом состоянии может приводить к немотивированным перепадам настроения;
* высокий уровень тревожности, связанный с чрезмерно ранним заданием для ребенка (возраста 1.5 - 7 лет) отвечать за жизнь и целостность младших детей, что проявляется также в виде болезней в сфере сердечно-сосудистой системы - высокому давлению, проблемах в работе сердца и т.д.;
* многочисленные страхи или чрезмерная смелость; часто под внешней смелостью скрывается страх и неуверенность в себе;
*тенденция к гиперопеке по отношению к своим детям и внукам, близким людям и окружающим;
*склонность к перфекционизму (потребность быть "идеалом" во всем, быть "лучшей" в работе, в домашних делах и т.д.), идеализация себя, как следствие этого;
*потребность "быть примером" для других людей - подобно тому, как в детстве девочке говорили: "Ты - старшая, поэтому должна быть примером для младших детей);
*значительная неосознанная зависимость от социума, что выражается в наличии большого количества отстаиваемых социальных стереотипов, принимаемых личностью без критики (социальная конформность и социальная адаптивность);
*потребность заботиться о ком-то, кто "слабее", поэтому неосознанное блокирование личностного развития своих детей на этапе перехода их ко взрослости из-за страха потерять объект опеки, поскольку роль старшей сестры часто приобретает для подсознания данных личностей значение смысла жизни;
*конфликты с собственными детьми в период отделения их от родителей, трудность отпускания их во взрослую жизнь, манипулятивное удержание взрослых детей "при себе";
*тенденция сохранять более "высокую" позицию в общении со своими взрослыми сестрами, братьями, взрослыми детьми, а также другими людьми,как позицию, изначально присущую роли "Старшей сестры";
* склонность к авторитаризму или попустительству в воспитании собственных детей,а также резкому переходу из одного стиля общения в другой;
*трудности с умением реализовывать демократический стиль общения со своими детьми и другими людьми;
*эмоциональная дистанцированность от младших сестер и братьев, связанная с особой значимостью своей "Взрослой!" роли "Старшей сестры", которая приближает старшего ребенка к позиции "Взрослых родителей";
* неудовлетворенная потребность в детских состояниях свободы, игры, творчества, спонтанности,снятии груза "взрослой ответственности за кого-то", личной субъектности без самоограничений в виде задачи "служения" другому ребенку и т.д.;
*потребность в жизни своих детей реализовать то, что было вытеснено и не реализовано в своем детстве, из-за выполнения роли "Старшей сестры";
* потребность в компенсаторной благодарности со стороны родителей и младших детей в семье за "подвиг самоотвержения себя" из любви к родителям и младшим детям в семье;
* склонность к депрессивным состояниям на фоне общей неудовлетворенности жизнью в связи с неудовлетворенностью ряда детских эмоциональных потребностей;
* трудности в заботе о себе и сосредоточении внимания на собственных интересах, чувствах и потребностях,неспособность жить своей жизнью;
* тенденция вмешиваться в жизнь своих младших, но уже взрослых сестер и братьев, поучать их, воспитывать, неосознанно воспринимая их как маленьких и "глупых", как это было в детстве;
* трудность психологического отделения от своих младших сестер и братьев, когда они выросли и живут своей жизнью;
* тенденция к психосоматическим способам реагирования на потерю эмоциональных связей с близкими людьми;
* трудности, связанные с принятием своей сексуальности и её счастливой реализацией во взрослой жизни, поскольку психика старших сестер часто застревает в детском возрасте, не получив возможность "пройти полноценно" детство и "дорасти" до взрослости, когда сексуальность естественно станет частью жизни взрослого человека.
Психодрама в работе со "старшими сестрами" направлена на постепенную проработку каждой из этих проблем, начиная с тех, которые наиболее актуальны для личности в момент обращения за помощью.






2 комментария:

  1. в семье 4 детей, я старшая. как бы выжить

    ОтветитьУдалить
  2. окей, теперь я поняла,что у меня есть ещё один комплекс.сколько же денег я вбабахаю в психолога во взрослой жизни,представлять не хочется.

    ОтветитьУдалить