Есть дети, которые растут в атмосфере отрицательной обратной связи как по вербальному содержанию, так и по эмоциональному фону. Такие люди с детства получали от родителей негативную обратную связь в виде постоянного недовольства, критикой в их адрес, негативного эмоционального фона высказываний, дистанцирования, холодного отношения, жесткого тактильного контакта. Родители являются главными представителями реальной действительности, внешней реальности. И эта внешняя реальность оказывается "враждебной" по отношению к чувствам ребенка.
В этой социально-психологической ситуации развития в дальнейшем могут корениться зачатки параноидального отношения взрослого человека (выросшего в условиях негативной обратной связи) к окружающему миру. Как известно, параноидальные состояния у взрослых людей связаны с ожиданием враждебного отношения со стороны других личностей. В случае психического заболевания одним из симптомов болезни является параноидальный бред, например, бред преследования.
По исследованиям, связанным с изучением феномена эмоциональной депривации у младенцев,ранее учеными была выявлена потребность психики ребенка в позитивной обратной связи как в содержательном так и эмоциональном аспекте. Ребенок, не получающий в достаточном объеме позитивную обратную связь от родителей, растет в условиях дефицита безусловной любви родителей. Нехватку он может компенсировать с помощью воображения, создания фантомного друга. Таким образом появляется "Воображаемый друг", "Волшебный друг", который общается с теплотой в ребенком в любое время, когда ребенку одиноко. Известный мультфильм "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" хорошо иллюстрирует данный феномен.
Можно сформулировать такую закономерность: "Чем более негативной для чувств ребенка является обратная связь от родителей и других близких людей, чем более дефицитарными являются отношения родителей с ребенком в отношении положительных эмоций, чем больше психологическая дистанция между родителями и ребенком, тем с большей вероятностью возникнет "Фантомный друг" (воображаемая личность - заместитель теплых родителей)".
Иными словами, памятка родителям: чрезмерная критика в адрес детей и постоянное недовольство в их адрес, отсутствие похвалы и поддержки личной активности ребенка и его успехов развития, "нехватка" времени и сил для теплого позитивного общения родителей с детьми, частое пребывание самих родителей в виртуальной и (или) фантомной реальности - все это создает условия для того, чтобы психика ребенка создала дистанцию (отчуждение)реальной действительности и приблизило фантомную реальность. То есть ребенок может полюбить фантомную реальность больше, чем реальных живых близких людей. И родители могут удивляться - почему ребенок такой не ласковый по отношению к ним.
Есть время постараться исправить ситуацию,если у вас маленькие дети (хотя бы до 12 лет). Если дети старше, то простым изменением отношения к ним, ситуацию нелегко исправить. Лучше работать в таком случае над улучшением ситуации вместе с психологом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий