пятница, 2 ноября 2012 г.

Формирование психологических ролей


Проблема (психологическая) заключается в том, что родители и близкие люди, окружающие ребенка в детстве, когда психика ребенка ищет нишу в семейной системе отношений, могут блокировать некоторые психологические роли, адекватные здоровому развитию психологических ролей ребенка, построенных на позитивном эмоциональном основании. Такая блокировка может быть более жесткой а может быть и более мягкой, но в любом случае, она является травмой для психики ребенка.
Жесткий тип блокировки заключается в резкой реакции родителей и других близких людей (братьев, сестер, бабушек, дедушек и т.д.) на поведение ребенка, не соответствующее роли, подсознательно отводимой этими личностями данному конкретному ребенку. Заметим, что каждому ребенку отводится своя роль в зависимости от очередности рождения, возраста, пола, внешних особенностей, задатков и т.д. Жесткий тип блокировки роли или её отдельных ролевых качеств связан с неожиданной для ребенка негативной реакций родителей на нормальное (по ощущению ребенка)поведение, а именно, на его слова, эмоциональные реакции или действия.Часто эта реакция блокировки со стороны окружающих проявляется по отношению к ребенку в виде резкой критики, осуждения, насмешки, обвинения,вызывания чувства стыда или униженности. Кроме того, могут быть еще более негативные формы (крик, запугивание,избиение, молчание, игнорирование) реагирования на поведение ребенка, отчуждаемое кем-то из членов семьи. В таком случае, на заблокированную роль накладывается настолько жесткое "табу", что в дальнейшем, когда человек становится взрослым, личности нужно прикладывать очень много усилий, чтобы расширить свой арсенал ролей и использовать некоторые полезные для жизни качества заблокированной роли. Психодраматерапия в этом случае может посодействовать личности в поиске и пересмотре заблокированных в детстве ролей и осуществлении своего субъектного выбора относительно них.
Мягкая форма блокировки наблюдается тогда, когда близкий человек в семье, вербально или невербально передает ребенку информацию о том, что ему (родителю или другому члену семьи) не нравится поведение ребенка или не интересно, эмоционально не затрагивает. Для подсознания ребенка это означает, что проявленное ролевое поведение отклонено, этой роли нет места в системе отношений с близкими человеком или в семье в целом. Психика ребенка продолжает искать путем "проб и травм" ролевое поведение, которое будет поддержано близкими на эмоциональном уровне. Процесс формирования роли продолжается до тех пор, пока не складывается целостная интра-интерактивная система.

2 комментария:

  1. Интересно, но не совсем понятно. С жесткой блокировкой понятно, а вот с мягкой - не совсем. Как же тогда вообще воспитывать, если не говорить ребенку о том, что плохо, а что хорошо (с родительской точки зрения)?

    ОтветитьУдалить
  2. Вопрос о формировании психологических ролей - это не вопрос морального воспитания (Помним у В.Маяковского есть стихотворение со словами: "Крошка сын пришел к отцу, и спросила кроха: "Что такое хорошо и что такое плохо?").
    Здесь я пишу о формировании психологических, а не моральных ролей. Если объяснение моральных норм дается родителями сознательно, то блокирование психологических ролей происходит обычно неосознанно. Блокирование взрослым психологической роли (ролевого качества)своего ребенка касается только тех качеств, которые не вписываются в программу, подсознательно намеченную родителем для своего ребенка. Более подробно попробую расписать эту мысль в следующих постах. Спасибо за интересный вопрос!

    ОтветитьУдалить