Страницы из книги Ирины Маратовны Сергиенко "Психологические роли в жизни человека"
О Роли Психолога и его отношении к Другому (клиенту, участнику группы тренинга, близкому человеку, другу и всех Другим, которые становятся для психолога Значимыми другими на то или иное время)
Примечание: Под "Я" понимается психолог, психотерапевт, прошедший многолетнюю практику самоанализа в той или иной психотерапевтической школе, что даёт ему ощущение психологической зрелости. Однако, испытание специалиста на реальную психологическую зрелость проводят повседневные сеансы взаимодействия лично и в группах и просто в бытовом общении. Одно из них - отношение к личностному саморазвитию другого человека.
Начала формулировать эти принципы для себя, возможно мысли пригодятся кому-то еще в практической работе или в личных отношениях:
1. Всегда сохранять (держать) внутреннюю дистанцию от личности (мышления и психики в целом) Другого (в том числе, значимого и очень близкого Другого).
Иными словами: Другой – не Я, Я – не Другой. Я есть Я. Я стараюсь понять Другого, почувствовать Другого изнутри, но я не становлюсь при этом Другим, не превращаюсь в Него и не сливаюсь с Ним. Я остаюсь собой. Я могу взять (скопировать) что-то выборочно из его психического склада личности после реального взаимодействия с Ним, прежде согласовав это во внутреннем диалоге со своим внутренним миром моих субличностных Я и обговорив все условия включения нового (иного) в свою (нашу) личность.
2. Знать, помнить и периодически напоминать себе, что Другой проходит свои этапы развития своего „Я“, своей личности, двигаясь к своей психологической зрелости (если двигается, а не стоит на месте или деградирует).
Иными словами: Если вы уже одолели Эльбрус, то Другой может только начал путь восхождения на Говерлу. Если Вы уже ощутили скуку от ночных рискованных и спрятанных от чужих глаз приключений, экспериментирования с алкоголем и другими веществами, наглотались риска „по самые уши“ и поиск „развлечений на свою голову“ с переходом дозволенных социумом границ больше не волнует Вашу кровь, то для Другого это может быть еще (очень-очень даже) актуально в настоящее время. И Вам надо это принять и понять, что Другой проходит этот этап (если все-таки проходит, а не застрял на годы).Этапы личностного развития у каждого человека проходят свою динамику и имеют свои пространственно-временные характеристики и меры отклонения от среднестатистического человека. Именно поэтому Вы можете не понимать друг друга, потому что каждый находится на своём этапе личностного развития.
Дополнение к п. 2
Если помним пункт 1, то избежим ошибки отождествления Другого с собой. Кроме того, необходимо учесть, что каждый этап личностного развития несёт вместе с собой свои ментальные основания, типичные когнитивные системы, которые включают „типичные мыслительные ошибки – свои „тараканы“ (иллюзии, экзистенциальные заблуждения, предрассудки, предубеждения и т.д.)“, свойственные каждому из таких этапов. Попытки отождествления Я и Другого могут приводить к тому, что Я будет набираться „чужих блох“ тогда, когда свои уже давно вылечил и забыл о том периоде.
3. По отношению к тому, что Другой проходит свои этапы личностного развития и они могут не совпадать с Вашими, а может, значительно, отставать, имеет смысл не горевать или возмущаться, что развитие Другого идет не так быстро как бы мне хотелось, а занять здравую зрелую позицию „Хорошо, что оно вообще идёт“.
Иными словами: Кто-то из моих тренеров-психодраматистов когда-то сказал в нашей обучающеся группе: „психодраматистов когда-то сказал в нашей обучающеся тогда группе: „Невозможно заставить траву расти быстрее, если её тянуть вверх, это может привести только к тому, что травинки просто порвутся“. Я сейчас понимаю, что таким образом, пытаясь с помощью различных психологических ухищрений заставить Другого быстрее двигаться в пространстве личностного развития, я только нанесу ему травму, которая затормозит это развитие, а не поспособствует ему в его собственном пути движения саморазвития.
4. Мы можем сопровождать саморазвитие Другого на более глубоком или более поверхностном уровне, можем помогать, поддерживать в моменты трудностей, тупиков и кризисов этого развития, можем радоваться успехам и переходам на новый, следующий уровень развития, можем просто наблюдать со стороны и не вмешиваться, но сопровождать лишь эмоционально путь саморазвития Другого, но свой путь саморазвития каждый человек проходит сам. Мы не можем пройти его вместо Него и не можем заставить его пробежать этот путь, потому что этот путь – это путь внутри себя – внутри Него самого и этих внутренних дорог не знает никто кроме их хозяина – Другого.
(Продолжение следует)
Комментариев нет:
Отправить комментарий