среда, 23 мая 2012 г.

Строгие родители - лгущие дети (в контексте фантомной теории))

Страницы из моей книги.
Работала с семьей, в которой мальчик 9 лет, воспитываемый строгим отцом и нежной матерью, последние полгода стал лгать о всякой ерунде (уроки не задали, сделал все уроки), взял деньги из кошелька (немного). Способности у мальчика хорошие, но стал сползать в учебе. Есть страхи пауков, травм. Просится спать с мамой, когда отец уезжает. Мама жалуется на невозможность достичь с ребенком понимания.
Понятно, что кроме известных возможных причин (переутомление второй половины учебного года, третьего класса, начало подросткового этапа,половое созревание, потребность иметь особый статус среди друзей и т.д.) попробовала поискать еще причины в контексте теории фантомных личностей. Почувствовала грусть в душе ребенка. Начала спрашивать о потерях. Мальчик указал на потерю дорогого для него друга - дворовой собаки, которая жила с ними с его детства, пять лет назад убежала и не вернулась. Мальчик с грустью говорил об этом, а мама при этом смеялась, а отец удивлялся этим переживаниям сына и с сомнением относился к его словам. Оба родителя не верили его чувствам, что он до сих пор страдает от той потери. Эмпатического контакта между родителями и сыном явно не было. Чувствовалось внутреннее одиночество сына, а родители при этом гордились его самостоятельностью.
Очевидно, что у строгих родителей перед их внутренним взором был совсем другой мальчик(фантомный идеальный образ своего сына). Они предъявляли своему сыну требования как ко взрослому и сложившемуся человеку, не учитывая, что ребенку всего 9 лет. Они не видели принимали его чувств и не смотрели на его лицо, чтобы понять переживания сына. Было видно, что родители не контактируют со своим реальным ребенком, а находятся в связке со своим фантомом-образом идеального сына. И то, что живой реальный ребенок не хочет (не может)соответствовать этой фантомной оболочке, очень огорчало их.
Честно говоря, смотря на всю эту картину, сама загрустила.
Возникла мысль, что ложь ребенка закономерна при такой ситуации, поскольку родители "лгут" о том, что любят его (они любят не реального сына, а фантомного сына), то и ребенок обучается жить по законам лжи. Ребенок при истощении и недостатке ресурса для соответствия фантомному идеальному образу, желаемому для родителей, использует последнее средство - выдуманную информацию, чтобы заполнить пустое пространство.
Страх детей перед строгими родителями, которые не видят реального состояния своих детей и не способны к живому эмпатическому диалогу с ними, приводит детской лжи.


Комментариев нет:

Отправить комментарий