пятница, 11 мая 2012 г.

Гнев, обида, депрессия и фантомы (часть 3)

Страницы из моей книги.
Гнев и обида - чувства, возникающие при не удовлетворенности эмоциональных потребностей в любви, уважении, душевной близости, защищенности и т.д. Человек, который с детства живет в условиях дефицита удовлетворения этих потребностей, на уровне сознания привыкает "так" жить, но его "подсознание никогда не привыкнет к этому". По капле гнев и обида накапливаются, собираются в капсулы,переполняются и, капсулы, разрываясь, вырываются наружу в виде эмоциональных "взрывов". Об этом писала в части 2.
Негативные чувства накапливаются, силы психики для удержания гнева под контролем слабеют, и гнев, обида, раздражение прорываются вовне. Однако процесс не прекращается, потому что прорываются наружу только эмоциональные следы того процесса, который происходит глубоко в душе человека. Он будет повторяться вновь и вновь. Если запреты на прорывы гнева вовне очень сильны, то расширяющиеся капсулы гнева разрываются внутри подсознания, и человек проваливается в депрессию.
Метафора: лава, которая выливается наружу из вулкана, не является первопричиной взрыва. Её толкают наружу силы, связанные с процессами внутри земли, то есть под этим вулканом. Их надо увидеть, осознать, исследовать. Эти подсознательные процессы стихийны, спонтанны, не поддаются управлению до тех пор, пока не осознаны. Чтобы предупредить катастрофу - "взрыв", требуется много работы с подземными - подсознательными слоями психики.
При более близком приближении к процессам, происходящим в глубине психике ("под вулканом"), мы обнаруживаем связь дефицитарного удовлетворения потребностей с людьми), которые могли удовлетворять эмоциональные потребности ребенка, но не удовлетворяли по каким-то причинам (стереотипы, страхи, запреты, эмоциональная неразвитость, личный опыт, личные взгляды, убеждения, ценности, защиты и т.д.). В детстве, по опыту психотерапии, - это родители, сиблинги, дедушки, бабушки, учителя, воспитатели, друзья, партнеры. Позже - коллеги, члены семьи.
При диагностике и исправлении "модели гнева" я, как психолог и психодраматерапевт, работаю по своему методу. Сначала ищу исходный тип среди родителей или тех, кто воспитывал ребенка в дошкольном возрасте. Этот человек определяется как исходный прототип-фантом для всех последующих моделей выплескивания гнева.Затем определяю область неудовлетворенности и вид неудовлетворенной потребности. Исследую эмоции и чувства, связанные со взаимодействием ребенка с родителем (прототипом-фантомом для всех последующих обид). Ставлю психодраму по исследованию первичной ситуации и вторичных (более поздних, но аналогичных)ситуаций, приводящих к накоплению неудовлетворенности и гнева. Обрабатываю чувства, помогая личности их выразить в защищенных условиях. Предлагаю принять новые решения о способах реагирования на ситуацию неудовлетворенности потребностей, иногда - переиграть "базовую" ситуацию, иногда определить новые задачи своего личностного развития, которые позволят преодолеть первичную модель гнева.



1 комментарий: