Извините, мои дорогие читатели, за период отсутствия в пространстве блога. Созревали новые темы, надо было их выносить. Надеюсь вскоре порадовать вас новыми психологическими находками.
Разговаривала сегодня с дочерью о психологических проблемах мигрантов. Она предложила мне написать об этом, поэтому я решила откликнуться на ее запрос, тем более, что эти трудности касаются сейчас Украины, где часть людей вынуждены оставлять дорогие сердцу места жительства и переезжать в более безопасные или ментально близкие районы этой же страны. Некоторые люди уезжают в другие страны, но и там они часто не находят успокоения своей душе.
Психологические проблемы людей, которые мигрируют в иные страны (или другие регионы страны), мне самой близки. Я с двухлетнего возраста поменяла несколько мест жительства в России и Украине (восемь раз). Я помню грусть, с которой приходилось прощаться с подружками и привычными местами игр и учебы. Я люблю путешествовать и быстро адаптируюсь к новым условиям, но грусть при отъезде остается. От этого никуда не денешься.
Обычно, когда я рассказываю людям о психологических проблемах мигрантов, то я исхожу из своей теории диалогического баланса психики человека и среды. И говорю о том, что даже воздух и вода своего родного места жительства составляют неразделимые компоненты окружающей жизненной среды человека. А внешний и внутренний вид дома, дворика возле дома, своей комнаты,игрушек,предметов в доме, картины на стене или домашнего животного, растений в доме или около дома, рисунок на обоях или стенах - все эти детали становятся частью дорогого сердцу окружающего мира. Импритинг (запечатление значимых для выживания детей образов) происходит не только по отношению к близким людям, но и ко всей окружающей реальности. Вкус молока матери отражает ее эмоциональное состояние, запах матери и отца сигнализируют ребенку о том, что в доме благополучная атмосфера или нет. Гормоны привычных чувств близких насыщают атмосферу дома вокруг ребенка. Отрыв ребенка не только от дома, но и от родителей, бабушек, дедушек, сиблингов может нарушить внутренний баланс организма и среды.
Новая среда по-новому пахнет, звучит, двигается. Эти новые раздражители запускают реакцию стресса, потому что к ним нужно адаптироваться, привыкнуть. Организм считывает изменения внешней среды и начинает искать пути создания нового гомеостазиса (подразумевается - гомеостазис как процесс установления равновесия между внутренней и внешней средой). Даже если ребенок маленький и еще не осознает перемещений в пространстве, его организм "узнает" об изменениях в окружающей среде по миллионам сигналов, идущих от всех органов чувств к мозгу. Мозг начинает искать пути поиска баланса организма с новой средой. Новая среда как целая новая страна для маленького ребенка. Пока равновесие не найдено, психика будет давать сигналы тревоги и беспокойства, что переживается как напряжение (или стресс). Выброс адреналина в кровь при стрессе может ощущаться как напряжение, но на самом деле, это сигнал мобилизационной готовности для реагирования организма и всей психики в целом на произошедшие изменения. Чем больше факторов внешней среды меняется для ребенка, тем больше стресса испытывает он, несмотря на то, какого рода происходят изменения (негативные или позитивные). Известно, что и от хорошей неожиданной новости, и во время радостного события человек может умереть от резкого выброса адреналина.
Хочу пойти на конфронтацию (противостояние) с теми родителями, которые считают, что нет ничего страшного в том, чтобы отвезти грудного ребенка к бабушке и дедушке, чтобы он там "ел свежие фрукты","оздоровился", "проводил больше времени на свежем воздухе". Они отвозят ребенка к своим маме и папе, ощущая, что отдают своим близким и родным людям своего ребенка. Но (обратите внимание!) для ребенка эти новые люди совершенно чужие и по запаху и по звуку голоса и другим микровибрациям окружающей среды, которые мы не ощущаем, но организм ребенка их чутко улавливает. Для ребенка эта ситуация равнозначна травме утраты родителей и появлению чувства собственной потерянности в мире, даже если ребенок это явно не выражает и не осознает. Безусловно, в его психике через некоторое время включатся психологические механизмы адаптации, благодаря которым он запишет в своей памяти "новых родителей" (бабушку и дедушку), которые его кормят, одевают, выводят гулять, разговаривают с ним, укладывают спать, учат и т.д. Диалог-взаимодействие психики ребенка с новой физической и человеческой средой приводит к созданию нового баланса с новой средой. Однако, на этом травмы миграции ребенка не заканчиваются.
Неоднократно слышала от своих клиентов, что их в раннем детстве родители отвезли бабушке и дедушке, посещали периодически, но вернули в родительскую семью тогда, когда ребенку нужно было идти в школу. В результате, уже адаптированная психика ребенка, прошедшая через травму покинутости, вновь переживает подобную травму, только теперь на основе расставания со своими вторыми родителями (бабушкой и дедушкой). Травматическая ситуация для психики ребенка повторяется. Для ребенка такая миграция "туда-сюда" может вылиться в формирование разных адаптивных стратегий - от замыкания в себе и самоблокирования "привязанностей" до навязчивого "прилипания" в контактах и тому подобное (смотри работы Джона Боулби).
Подобная ситуация имеет место и для усыновленных, удочеренных детей. В каком бы возрасте ребенок не был покинут своими родными родителями и близкими людьми, его психика помнит миллионы ощущений, связанных с родным человеком, в первую очередь, с мамой. Прерывание этого потока ощущений и становится травмой. Травма потери родителей может сработать как мина замедленного действия намного позже момента усыновления. Психотерапия психодраматическими методами травмы потери рекомендуется для всех приемных детей, а также рекомендуется специальная психологическая подготовка их вторых родителей -"усыновителей-удочерителей" к проявлениям травмы потери у их приемных детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий