Страницы из книги Ирины Маратовны Сергиенко "Психологические роли в жизни человека"
Есть люди, которые полностью сливаются со своей психологической ролью. Они не могут отделиться от заданных в детстве психологических ролей. При потере своей психологической роли (смотри предыдущий пост), личность теряет себя и смысл жизни, связанный с этой ролью. Роль может иметь слишком высокую субъективную ценность - ценность, большую чем ценность жизни.
Человек, который занимается своим личностным развитием, способен осознать, что ценность жизни не меняется в зависимости от наличия или отсутствия определенной психологической роли. Личностное сознательное саморазвитие показывает человеку, что он способен развиваться и менять свою психологическую роль согласно своему сознательному выбору в соответствии со своими жизненными и моральными принципами. Личность способна делать выбор - принимать или не принимать на себя предлагаемые кем-то (отдельными людьми,значимой группой, социумом) психологические роли.
Есть люди-невидимки. Это те, кто в силу разных причин не получили психологической роли. "Лишние" (смотри пост о личностях, "не получивших права на жизнь"). Такие люди не могут идентифицироваться с той или иной психологической ролью, в результате могут принимать на себя ту роль, которая нужна для выживания в актуальной жизненной ситуации. Метафорически их можно назвать - "хамелеоны". Они хорошо приспосабливаются к окружающей среде, сливаясь с ней, и благодаря этому, они исчезают как "фигура", как индивидуальность из общей картинки (смотри пост "Фигура и фон в отношениях").
Таким образом можно выделить некоторые типы связей между личностью и психологической ролью:
1) Жесткая связь с психологической ролью. Личность при этом неосознанно отождествляет себя со своей психологической ролью (обладающей ценностью, большей, чем её жизнь и самоценность). При потере сверхценной психологической роли из-за разных причин (смерти партнера, изменения распределения психологических ролей в значимой группе, социальных изменениях и т.д.) человек переживает сильную травму, равнозначную субъективной смерти. Жизненные принципы у таких людей очень жесткие, ригидные, трудно поддаются адаптивной трансформации. Горевание может затягиваться и патологизироваться в силу трудностей самоизменения, адаптации к случившемуся.
2) Слабая связь с психологической ролью или ее отсутствие. Личность не привязана к роли, неосознанно перестраивается на ту психологическую роль, которая будет наиболее полезна для "выживания" в актуальной ситуации. При потере своей психологической роли не переживает сильных эмоциональных страданий. Ценности вторичны по отношению к адаптации к ситуации. Жизненные принципы могут ощущаться как помеха максимальной лабильности, адаптивности, поэтому моральные нормы для таких людей теряют свою регулирующую функцию.
3)Связь с психологической ролью осознана личностью, регулируется на основе здравой оценки ситуации и личных сознательных ценностей. Травма потери психологической роли переживается адекватно ситуации в связи со связью с другими ценностями (жизни, здоровья, любви, справедливости, свободы выбора и т.д.).
Можно также наблюдать много промежуточных или синтезированных, ситуативно и зонально дифференцированных (в том числе, качелеобразных) вариантов представленности связи между психикой человека и его психологической ролью. В периоды личных и социальных кризисов при оказании психологической помощи имеет смысл учитывать эти виды связей между личностью и его психологической ролью,а также её особенностями реагирования на экстремальную. травматическую ситуацию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий