Страницы из книги "Психологические роли в жизни человека"
Начала недавно работать с двумя незнакомыми друг с другом людьми - моими клиентами: мужчиной 34 лет и женщиной 27 лет.
Хотя их истории значительно отличаются друг от друга, но их личности оказались очень похожими по своим психологическим ролям.
Они оба в своей жизни играют психологическую роль человека "Отвернувшегося в своей душе от людей". Они - "Обиженные"!!!
Эти оба человека - Старшие Дети в семье.
Обиженные на своих родителей дети! Они до сих пор в глубине своей души дети, которых родители обидели тем, что навязали ответственность за младших детей, сделали их взрослыми раньше времени, лишили детства и права на удовлетворение собственных желаний. Потому что они оказались урезанными в своих правах и свободах в тот момент, когда родители поручили им присматривать за младшими братьями или сестрами.
Общая информация:
Мужчина - старший брат для младшего брата, который родился
на 5 лет позже него. И до сих пор они в эмоциональной связке. Только младший брат более благополучен в жизни и в бизнесе, а моему клиенту "часто не везёт", то авария, то дома конфликты с женой, то сотрудники "ленивые" и т.д.
А женщина тоже не довольна своей судьбой. Она - старшая сестра для своей сестры, которая младше всего на полтора года. И здесь есть аналогия с моим клиентом. Младшая сестра уже создала семью и ждет ребенка, а старшая сестра (моя клиентка)одинока и не имеет стабильной работы. Отношения с мужчиной закончились несчастливо - мужчина оставил её.
Опишу подробнее эти случаи из практики.
Интересно, что мужчина по инициативе жены выполнил коллаж своих целей на ближайший год и показал его мне, а женщина рисовала психологические спонтанные рисунки и также приносила на очередные сеансы. Рассматривая коллаж этого моего клиента, я обратила внимание, что все люди на нём были повернуты спиной к зрителю, то есть к тому человеку, который смотрит на эту картину - коллаж. В данном случае, я исхожу из того положения,что автор неосознанно хочет что-то сказать людям, то есть обобщенному зрителю этой картины - социуму, человеческому сообществу. Когда мы делали монодраму (психодраму с использованием символизации значимых фигур в виде стульев), то выяснилось, что в психике протагониста два "Я". Первое "Я" - осознанное и играющее роль "хорошего, послушного родителям и обществу человека", которое стоит лицом к родителям и к другим людям и старается все делать "правильно". Второе "Я" - обиженное, отвернувшееся, замкнувшееся в себе и не доверяющее людям. Когда родился младший брат, то кроме того, что старший ребенок пяти лет стал получать меньше внимания, любви и заботы, то он еще и был нагружен взрослой функцией - ответственностью за управление, воспитание, присмотр за младшим ребенком. Это ограничивало его жизненное пространство и лишало право на свободное счастливое детство.
Вначале старший ребенок пытался сопротивляться, за что был жестко наказан. После этого "смирился", а на самом деле замкнулся, спрятал обиду в себе и начал выполнять то, что требовали родители. Родители, много занятые на работе, хотели, чтобы старший ребенок выполнял их роль на время их отсутствия.Если старший ребенок не справлялся с этой ролью Родителя для младшего брата, то тоже получал наказание. Помнит, как в подростковом возрасте даже хотел убежать из дома, но понимал, что не сможет прожить без еды, жилья и отказался от этого решения, отложил его до взрослого состояния. Когда достиг совершеннолетия, то сразу же начал жить отдельно от родителей и самостоятельно обеспечивать се6я. В данный момент требует от жены, чтобы она справлялась со всеми хлопотами по уходу за двумя детьми, а он хочет дома отдыхать. Жену полюбил, когда она проявляла в поведении черты мужской личности. После рождения двух детей, она стала более женственной, что удивляло мужа. Модель взаимодействия с младшим братом неосознанно переносил на отношения с женой, ожидая от неё привычного для себя мужского поведения. Оказался не готов к психологическим изменениям, которые произошли в жене после родов. Испытывает трудности в общении с ней. Неосознанно ожидает, что жена будет играть психологическую роль младшего брата, но таким образом, чтобы теперь жена несла ответственность за семью и заботилась о нем, как клиент когда-то в детстве нес ответственность за младшего брата и заботился о нем. Эмоциональная сепарация от младшего брата и от родителей не произошла. Еще одна психологическая проблема у данного клиента состоит в том, что он много мечтает и строит большие планы, но трудно их реализовывает. Он не верит, что сможет достичь. У него остался с детства запрет на реализацию своих желаний.
Подобная ситуация и у клиентки, которая в 17 лет уехала от отца и матери в другую страну СНГ, надеясь создать там семью. Но отношения не сложились с родителями партнера и он оставил её. Она несколько лет оставалась жить и работать в той стране, но потом вернулась к родителям, узнав, что сестра ожидает ребенка. Клиентка переживает тяжелые депрессивные, астенические состояния и регрессивные состояния, из-за чего не может работать. Живет с родителями и младшей сестрой с её семьей в одной квартире, как бы консервируя детскую модель, когда все жили вместе. Симбиотический характер отношений является нормой для данного рода, что мешает личностной сепарации от родителей и от младшей сестры. В её психодраме вышли на первый план три субличности: "Послушное Я", "Обиженное, отвернувшееся Я" и "Любящее и нуждающееся в любви Я".
Психодрама помогает данным личностям пройти сепарацию от родителей и младших братьев, сестер, а также осознать и выразить чувства боли и обиды, связанные с тяжелым грузом ответственности за младших детей,снять неуместные во взрослых отношениях роли и переносы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий